Должностная инструкция системного администратора

1. Введение.

Как минимум в нашей стране уже довольно долго существует потребность в полноценном труде о должностных обязанностях системного администратора. Каждая организация решает эту проблему по-своему, однако положение усугубляется тем, что официально в стране такой профессии нет и ей нигде не обучают. Не претендуя на полноту и исключительность, мы, тем не менее, попытались как-то свести расхожие мнения на эту тему вместе и создать что-нибудь наиболее приемлемое и, вместе с тем, минимально специфичное, чтобы позволить применить эту инструкцию в наибольшем количестве организаций.

В процессе решения поставленной задачи мы обнаружили, что как многие сисадмины, так и многие руководители не в состоянии себе четко представить — кто такой сисадмин и какова его роль в жизни предприятия. Поэтому, на наш взгляд, имеет смысл немного осветить этот вопрос.

2. Место сисадмина в организации.

С обеих сторон довольно широко распространены совершенно противоположные взгляды. Многие сисадмины считают себя богами в миниатюре, которым позволено все не считаясь ни с чем. Многие же руководители считают сисадминов совершеннейшими лентяями и бездельниками и поэтому требуют от них выполнения совершенно противоестественных задач вроде обучения пользователей или развоза документов по клиентам. Не правы и те, и другие.

Сисадмин относится прежде всего к обслуживающему персоналу, т.е. он не принимает стратегических решений и в основном занимается разгребанием «текучки». Во вторую очередь, сисадмин — это внедренец, т.е. в его обязанности входит реализация задач, поставленных руководством. ВСЕ. Остальные вещи вроде планирования инфраструктуры относятся к компетенции ИТ-менеджеров или руководителей отделов ИТ. Если таковых нет, то такие задачи должен решать непосредственный начальник админа.

С другой стороны, руководству следует понимать, что сисадмин — это не «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Ремонт принтеров, чайников и вообще любой ремонт любой аппаратуры в обязанности админа не входит (как и кабельные работы) — для этого должен быть технический специалист или мастерская гарантийного и постгарантийного обслуживания. Админа также не касается работа с бумагами и обучение пользователей — если вы берете на работу некомпетентный персонал, то это ваша ответственность и ваши проблемы, а не ближайшего специалиста по ИТ, только если вы не наняли его специально для этой цели, что должно быть отражено в договоре. И последний важный момент — программы пишут программисты, а не сисадмины и то же самое справедливо и в отношении веб-сайта организации, и в отношении системы 1С и т.д.

3. Чем занимается сисадмин.

Системный администратор, на наш взгляд, обязан:

  • по заданиям руководства устанавливать и настраивать ПО, в том числе ОС, БД и пользовательские приложения;
  • обеспечивать сопровождение программ, установленных на серверах и рабочих местах, в т.ч. ОС, БД и пользовательских приложений: под этим понимаются задачи вроде наложения пакетов обновлений и патчей, антивирусной защиты, мероприятий по обеспечению безопасности систем и сетей, управления пользовательскими бюджетами, слежения за и управления нагрузкой на серверы и т.д.;
  • обеспечивать регулярное архивирование данных, хранимых на серверах, в т.ч. снятие копий БД: сюда также относится организация работ по резервному копированию пользовательских данных, которые по каким-то причинам не хранятся на файл-серверах;
  • поддерживать работоспособность электронного оборудования — серверов, ПК на раб. местах, сетевого оборудования, модемов, телефонного оборудования: здесь имеются в виду организация мониторинга за состоянием оборудования, своевременное информирование соответствующих специалистов о сбоях или недостаточной производительности и внедрение стратегии быстрого восстановления работоспособности ПО после сбоев;
  • своевременно отвечать на запросы пользователей, связанные с неработоспособностью ПО или электронного оборудования.

4. Руководящие принципы.

Мы считаем, что в своей работе сисадмин должен руководствоваться следующим:

  • делай не как хочется, а как требуется;
  • не организация ради сисадмина, а сисадмин ради организации.

Однако это не означает, что сисадмин — это бесправный маленький человечек, которого безнаказанно могут пинать все кому не лень. Из перечисленных в пред. пункте обязанностей админа хорошо видно, что он — ключевая фигура в ИТ-жизни организации и ему одинаково легко как заставить организацию работать как хорошо подогнанный и смазанный механизм, так и превратить ее в руины. Это сказано не для того, чтобы возвысить этого сотрудника, но для иллюстрации важности его труда и большой ответственности. Поэтому на должность системного администратора нельзя брать неспециалиста (если он будет единственным админом в организации) и точно также нельзя относиться легкомысленно к его труду и к нему самому.